КАФЕДРА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ДИЗАЙНА
Зав. кафедрой КУРОЧКИН Валерий Алексеевич,
профессор, кандидат искусствоведения.
Телефон (343) 221-29-60, вн. тел. 4321,
е-mail: indesign@usaaa.ru
ДИЗАЙН ИНТЕРФЕЙСОВ
Руководитель профиля подготовки «Дизайн интерфейсов»
БРАГИН Виктор Александрович, профессор
Телефон (343) 221-29-60, вн. тел. 4321,
е-mail: bragin@usaaa.ru
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В 2019 году кафедра индустриального дизайна открыла инновационный профиль подготовки бакалавров в области дизайна предметных и цифровых интерфейсов. Разработанная профессионалами учебная программа является абсолютно уникальной для России.
Под дизайном интерфейсов подразумевается инновационный способ предметно-пространственного взаимодействия человека и техники в нейрокомпьютерной предметной среде, создаваемой с учетом инновационных трендов в области искусственного интеллекта, роботизации и автономизации предметной среды. Трехмерные пространственные интерфейсы включают человеко-машинные интерфейсы, человеко-компьютерное взаимодействие и создание нейрокомпьютерной предметной среды.
Объектом профессиональной деятельности выпускников профиля подготовки «Дизайн интерфейсов» является предметно-пространственная и виртуальная среда. Она удовлетворяет утилитарные и эстетические потребности человека, включает физические и цифровые графические интерфейсы техники, оборудования и транспортных средств, электронное компьютерное оборудование. Студенты учатся разрабатывать графические интерфейсы приложений для компьютеров, планшетов, смартфонов, «умных» часов и других носимых мобильных устройств, работающих в виртуальной, дополненной и смешанной реальности.
Деятельность выпускников направлена на художественно-образное, функционально-эргономическое и технологическое исполнение объектов графического дизайна предметных интерфейсов, интерактивного средового оборудования, промышленного и транспортного дизайна, гейм-дизайна.
Студенты этого профиля подготовки осваивают теорию и практику сквозного компьютерного 3D-прототипирования, обучаются на практике проектировать UI пользовательские интерактивные интерфейсы, опираясь на UX потребительский опыт.
В 2023 году кафедра выпустила первых бакалавров, которые успешно работают в области дизайна интерфейсов, а некоторые также продолжают обучение в магистратуре по профилю «Промышленный дизайн».
Руководитель курса: доцент, кандидат искусствоведения Г.М. Бренькова.
Первый курс является первой ступенью в обучении студентов-дизайнеров интерфейсов, поэтому основной методической задачей является формирование профессионального видения и проектной активности при решении дизайнерских задач.
В первом семестре выполняется ряд проектных упражнений на тему «Проектирование объектов из листовых и плёночных материалов и прикладной интерфейсной графики». Акцент в данном проекте сделан на разработку интерфейсной графики руководства по сборке и эксплуатации, а также на подбор паттернов или создание оригинальной графики в соответствии с образным решением.


Второй семестр посвящен дизайн-проекту предметно-графического интерфейса бытового электронного устройства с реализацией в натуральную величину в макетном образце художественно-образного и эмоционально-чувственного подхода. Большое внимание уделяется проектированию мониторных графических дисплеев электронного устройства с разработкой вариантов тактильно-сенсорных органов управления.


В течение первых двух курсов обучения студенты на практике осваивают навыки проектной графики, начиная с простых геометрических форм, переходя к более сложным многофигурным композициям на тему предметного интерфейса, например, игровой контроллер, пульт управления, приборная панель.



Изменения происходят и в самом процессе дизайн-проектирования интерфейсов. Активное использование инновационных технологий визуализации и генерирования изображений на основе искусственного интеллекта ускоряет этап поиска идей и отрисовки в цифровом формате. Программа Vizcom позволяет сгенерировать на основании предложенного линейного рисунка объёмное изображение в стиле работ самого дизайнера, что даёт возможность быстрее исследовать собственные идеи. Этому способствует также дисциплина «Шрифтографика».



Руководители курса: доцент, кандидат искусствоведения Г.М. Бренькова и старший преподаватель Д.А. Комаров.
В ходе освоения дисциплины «Проектирование UX/UI дизайна» студенты создают свои первые кликабельные прототипы приложений для смартфонов и планшетов, используя программный продукт Figma. Студенты учатся разрабатывать интерфейсную графику и проектные схемы: сценирование (сториборд), вдохновение (инспирейшнборд) и настроение (мудборд). Главной задачей является нахождение образно выразительной графической метафоры, выполненной в виде движущейся анимации.


Общая тема второго курса – «Интернет-магазин компьютерных интерфейсов». В первом семестре студенты проектируют оригинальный компьютерный ручной интерфейс в выбранном стиле дизайна. Это может быть геймпад для компьютерной игровой приставки или ручной манипулятор для системы виртуальной реальности. Макетные образцы по файлам, разработанным студентами, печатаются в натуральную величину на кафедральном 3D-принтере.



Четвёртый семестр посвящен разработке графического дизайн-проекта интернет-магазина. Студенты проектируют товарные знаки и логотипы, формируют фирменный брендбук магазина. Они также разрабатывают и изготавливают макетные образцы носителей стиля: бизнес-карточки, сувениры, фирменные сумки и модные аксессуары.






Завершается проект изготовлением интерактивного приложения интернет-магазина для планшета.

Руководители курса: профессор В.С. Крохалев и старший преподаватель Д.А. Комаров.
Общей темой дизайн-проектирования интерфейсов на третьем курсе является системный объект, разрабатываемый в концепции «умного» дома. Как правило, это социально значимые объекты – «Система социальной и медицинской помощи для престарелых и хронически больных пользователей», «Системное взаимодействие с инклюзивным образовательным оборудованием» и т.п. В рамках проекта упор делается на разработку концепции цифрового приложения, алгоритма его работы, а также всего графического сопровождения: подбор шрифтов, цветовой палитры и иконографики.



Работающее приложение прототипируется в программе Figma и его работоспособность тестируется на мобильных устройствах.


Шестой семестр посвящен 3D-моделированию и изготовлению по технологии 3D-печати промышленного образца предметного физического интерфейса. Примером может служить дизайн-проект, который был выполнен в тесном сотрудничестве с практикующими дизайнерами компании БСХ.





Студенты овладевают технологиями мультимедийной интерактивной презентации своих проектов и виртуозно делают их в компьютерных программах. Они изготавливают и внедряют в них анимационные видеоклипы, поясняющие суть 3D-модели и пошаговой работы цифрового приложения.
Руководители курса: профессор В.А. Брагин, старший преподаватель Д.А. Комаров.
Четвертый курс подготовки бакалавров профиля «Дизайн интерфейсов» имеет большое значение, так как сочетает курсовое проектирование, выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР) и государственную итоговую аттестацию (ГИА) с защитой ВКР перед государственной экзаменационной комиссией (ГЭК).
Седьмой семестр – это инновационные предметно-графические и цифровые интерфейсы бытовой интеллектуальной фитнес-системы. Актуальная и интересная тема для субкультурных потребителей, увлеченных здоровым образом жизни.



Курсовой проект включает разработку CAD-модели и графических элементов 3D-интерфейса, а также прототипирование интерфейса приложения в Figma. В течение восьмого семестра в рамках ВКР будущие бакалавры разрабатывают системные дизайна интерфейсов. Вот небольшое перечисление только тем ВКР.
Интерфейсы для аугментативного дизайна.
Глобальные интерфейсы для пользовательских коммуникаций.
Интерфейсное оборудование гейм-дизайна.
Образовательные интерфейсы.
Спортивные интегрированные устройства.
Интерфейсы управления автономным транспортом.
Роботизированные интерфейсы управления транспортом.
Интерфейсы получения и обработки информации в общественном транспорте. Трехмерные виртуальные интерфейсы будущего и т.п.







В рамках проектирования на четвертом курсе студенты обучаются и осваивают моделирование предметного мира и интерфейсов управления в виртуальной среде VR. Для этого используются современные системы VR-оборудования, мощные компьютеры и соответствующие программные продукты.



Многие курсовые дизайн-проекты и ВКР выпускников профиля подготовки «Дизайн интерфейсов» получили в последние годы заслуженные дипломы и награды отечественных и международных конкурсов по дизайну.