The Cans Festival Tunnel
или
Фестиваль Расконсервированной Графики в Тоннеле
Впервые я узнал о лондонском Cans Festival, посмотрев короткий репортаж на телеканале Евроньюс. Событие мне показалось интересным, поэтому я посетил заброшенный тоннель на Лейк стрит (Lake Street, London, SE1 7NN) во время моей деловой поездки в Лондон в конце мая. Было любопытно увидеть, как назойливое уличное граффити, часто уродующее урбанизированную среду, стало объектом графического искусства.
![](pic/cans/cans_01.jpg)
Заброшенный тоннель находится в самом центре Лондона сразу за гигантским колесом обозрения «Лондонский глаз» (London Eye) справа от центрального входа в вокзал Ватерлоо, откуда отправляются экспрессы Евростар. Тоннель длиной 800 метров, использовавшийся ранее в качестве гаража для городских такси, «подарил» граффитчикам свои стены и превратился в экстраординарную экспозицию.
![](pic/cans/cans_02.jpg)
При входе в тоннель вас встречает концептуальная композиция, объясняющая название выставки и изображающая батарею аэрозольных баллончиков с надписью «Tomato Spray», стилизованных под банку томатного супа Кемпбэлз известного авангардиста Энди Уорхола. Вверху крупноразмерный рукописный призыв-приглашение «Облагораживайте это!!!» (Gentrify This!!!). Пищевые консервы превратились в консервы графические. Нажми на распылитель, направь на плоскость забора или стены, и граффитическое произведение искусства готово!
![](pic/cans/cans_03.jpg)
![](pic/cans/cans_04.jpg)
И это истинная правда, всякий входящий может приобщиться и оставить свой трудносмываемый след на стенах тоннеля. Вот, например, нарисованный молодой человек призывает вас передизайнировать Лондон (Redesign London).
![](pic/cans/cans_05.jpg)
![](pic/cans/cans_06.jpg)
![](pic/cans/cans_07.jpg)
Инициатором «Консервного Фестиваля» стал известный британский граффитчик Банкси (Banksy), который пригласил художников из Аргентины (Run Don't Walk), Нидерландов (Bandit), Италии (Orticanoodles), США (Faile) и других стран. Всего за первые три дня после открытия более 600 фанатов искусства граффити оставили свой след в тоннеле Лейк стрит. В эти же дни экспозицию посетили 30 тысяч человек!
![](pic/cans/cans_08.jpg)
![](pic/cans/cans_09.jpg)
![](pic/cans/cans_10.jpg)
![](pic/cans/cans_11.jpg)
Часть графических композиций является репликами известных живописных полотен мастеров эпохи Возрождения и Классицизма, стилизованных с использованием современных социальных и компьютерных технологий. Да здравствует великий и могучий Photoshop – главный инструмент современного уличного художника! Вот впечатляющая картина - нечеловеческая любовь двух полускелетов, застывших в смертельном поцелуе. Не сомневайтесь, и вы получите Свободу (Freedom), но только после вашей смерти – это следующая композиция.
![](pic/cans/cans_12.jpg)
![](pic/cans/cans_13.jpg)
![](pic/cans/cans_14.jpg)
![](pic/cans/cans_15.jpg)
Часть изображений наглядно поясняет, что такое британский юмор. Вот молодой бомж лежит на уличной скамейке, держа в руках табличку «Не беспокоить!». На экране телевизора голубь призывает своих коллег - «Людей не кормить!» или чистильщик горячим паром смывает наскальные первобытные рисунки, безжалостно уничтожая культурное наследие человечества.
Некоторые граффити носят ярко выраженный политически некорректный характер, изображая в сатирической форме английскую королеву, президента Джорджа Буша и британского премьер-министра Гордона Брауна. Многие социальные проблемы нашли своё пока только графическое решение.
Расконсервированная графика живет и побеждает. Думаю, что уже в этом модном сезоне, который начинается в сентябре, граффитические идеи будут реализованы в виде принтов на молодежной одежде и модных аксессуарах, а также появятся на рекламных постерах и уличных бигбордах английских городов.
![](pic/cans/cans_16.jpg)
![](pic/cans/cans_17.jpg)
Консервативные британцы, как всегда, впереди планеты всей. Вот два примера уже реализованного уличного граффити на зданиях, заборах и стенах английского Шеффилда.
The Cans Festival Tunnel будет открыт до 30 сентября, и вы еще можете успеть увидеть всё сами. Да, и не забудьте захватить пару баллончиков аэрозольной краски, чтобы оставить свой графический след в вечности.
Виктор Брагин,
доцент кафедры Промышленного дизайна УралГАХА