Подведены итоги выставки-конкурса печатных изданий профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений архитектурно-художественного профиля, проходившая в рамках Международной конференции молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна».
В выставке-конкурсе было зарегистрировано 25 экспонатов. Подробнее с работами можно ознакомится в библиотеке УралГАХА.
Обложки и аннотации конкурсных работ
УралГАХА, Екатеринбург
![](pic/konkurs-knig/01.gif)
1. Луговая Л.Н., Голубева Е.А. Рабочее проектирование в архитектурном вузе: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. 1. – Екатеринбург: Архитектон, 2011. – 95 с.
Учебное пособие рассматривает основные требования к проектной и рабочей документации объектов капитального строительства и правила ее оформления на основании постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Рассмотрены правила оформления основного комплекта рабочих чертежей марки АР, АС раздела «Архитектурные решения». Приведены примеры оформления рабочих чертежей, выполненных студентами III, IV, V курсов УралГАХА в ходе курсового и дипломного проектирования.
Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Архитектура», при выполнении раздела дипломного проекта «Рабочие чертежи». Учебное пособие рекомендовано для использования в учебном процессе очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения, печатается по решению учебно-методического совета ГОУ ВПО «Уральская государственная архитектур но-художестве иная академия» от 24 марта 2011 г., протокол № 124(3).
![](pic/konkurs-knig/02.gif)
2. Холодова Л.П. Магистратура в архитектуре : Учеб. пособие / Сост. Л. П. Холодова. – Екатеринбург: Архитектон, 2010. – 308 с., ил.
Предлагаемое научное посвящено методическим вопросам подготовки магистров архитектуры. Автор издания предлагает систему методических материалов, которые были созданы и реализованы в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Уральская государственная архитектурно-художественная академия". Показана история образования магистерской подготовки, сформулированы методические принципы подготовки магистров, раскрыты принципы формирования навыков научного исследования и концептуального проектировании у магистрантов.
Учебное пособие адресовано магистрантам, преподавателям архитектурных вузов при подготовке магистров архитектуры и всем, кто интересуется архитектурным образованием.
![](pic/konkurs-knig/03.jpg)
3. Горонков Е.С. Зарождение и становление дизайнерского образования на Урале: Исторический очерк. – Екатеринбург: Архитектон, 2010. – 110 с.
Книга, написанная в форме исторического очерка, дает описание всех событий, предшествующих возникновению и зарождению дизайнерского образования на Урале. Автор будучи свидетелем и непосредственным участником, подробно и обстоятельно повествует не только о внешней стороне процесса, но и о всех побудительных мотивах лиц, заинтересованных в организации новой для Урала специальности.
Опираясь на подлинные архивные документы, на воспоминания действительных участников описываемых событий, на многочисленные фотографии, автор дает полное и достоверное описание "давно минувших дней" и воссоздает достоверную картину того, как это происходило.
![](pic/konkurs-knig/04.gif)
4. Курочкин В.А. Траектория дизайна. Монография. Изд-во журнал "Дизайн & Архитектура. ОЧАГ". - Екатеринбург. 2011. - 102 с.
Ключевые слова: жилой и общественный интерьер, проектная концепция, образно-ассоциативное решение, колористическое решение.
Данная монография это своеобразный творческий отчет автора за десять лет плодотворной работы в интерьерном и графическом дизайне. Автор в монографии описывает проектные концепции интерьеров жилых и общественных (офисы, музеи, бары, рестораны, магазины, агентства и т.п.) помещений, спроектированных и в большинстве случаев реализованных им, за последние годы. Книга богато иллюстрирована фотографиями и 3D графикой интерьеров. Акцент, в представленных дизайн-проектах, делается на образно-ассоциативном решении, продиктованным спецификой деятельности, названием фирмы, особенностью ассортимента и другими факторами, связанными с конкретным предприятием.
Одна из комплексных разработок «Фирменный стиль РУМАТА» включала в себя все визуальные элементы предприятия: логотип, деловую информацию, этикетки продукции, наружную рекламу, сувенирную продукцию и в том числе интерьеры офисов. Колористическое решение интерьеров создает экологически чистую среду на визуальном уровне, а аксессуары, завершают его образ в качестве интерьера в экологическом стиле.
Основой образного решения интерьера Британского информационного центра в Екатеринбурге явилась современная английская архитектура, как источник технических и стилевых инноваций. Базовыми элементами, вдохновившими на создание единой концепции интерьера, были взяты мосты и арт-объекты, как символы новаторской Великобритании.
В жилых интерьерах проявляется максимальное стремление создать уютную, комфортную и экологически чистую среду обитания для хозяев интерьера.
Данная работа представляет собой коллекцию реализованных проектов и концепций в Екатеринбурге, выполненных автором самостоятельно и в авторских коллективах.
![](pic/konkurs-knig/06.gif)
5. Бабич В.Н., Витюк Е.Ю. Синергетика и архитектура: Моногр. / В.Н.Бабич, Е.Ю.Витюк; под ред. Л.П.Холодовой. – Екатеринбург: Архитектон, 2010. – 218 с.
Синергетика и архитектура на первый взгляд казалось бы совершенно не связанные между собой области. Однако спектр применения синергетических методов в архитектуре и градостроительстве весьма широк и многообразен, что и представлено в данной монографии. Книга содержит четыре главы, составляющие два тематических раздела. Первая часть посвящена синергетическим и математическим принципам и методам с их описанием (главы 1,2). Во второй части изложены материалы о возможности применения синергетического подхода в архитектуре и градостроительстве (главы 3,4).
В первой главе монографии представлена методология синергетики, которая еще находится в стадии развития, но уже достаточно эффективна для того, чтобы успешно моделировать процессы самоорганизации и саморазвития сложных систем (социальных, физических, биологических и др.). Она целиком посвящена принципам синергетики - конструктивным основаниям методологии синергетического моделирования и адекватного представления развивающихся систем. Неотделимым компонентом этапов синергетического моделирования является фрактальная геометрия и теория динамических систем.
Во второй главе изложены основы математизации архитектуры и вопросы формализации архитектурной и городской среды, которые позволяют производить логические операции с выведением умозаключений, вычисления и математические исследования архитектурных структур. Рассматриваются принципы построения математических моделей; предложен алгоритм постановки архитектурной задачи и общенаучные методы ее решения.
Третья глава посвящена междисциплинарному подходу к изучению архитектурной и урбанизированной среды. Здесь рассматриваются вопросы феномена мегаполиса с позиции синергетики: дан анализ развития теорий «Идеального города» (идеального урбанизированного пространства) с выделением постоянных элементов идеальных структур (инвариантов); предложен анализ развития территории «реальной» городской структуры с разработкой модели коэволюции города как диссипативной структуры (на примере города Екатеринбурга). Четвертая глава построена по принципу сборника задач. В ней на конкретных примерах городских пространств и архитектурных объектов Екатеринбурга представлены возможности применения синергетического подхода в архитектуре. В этой главе обозначены перспективы использования синергетики и математики для решения архитектурных и градостроительных задач.
Синергетика стала ярким результатом междисциплинарного сотрудничества, позволяющего говорить о возникновении новой парадигмы, что повлияло и на архитектурную теорию и практику.
![](pic/konkurs-knig/14.gif)
6. Соняк В.М., Смирнов Л.Н. Конструктивистские ансамбли Екатеринбурга в рисунках студентов-архитекторов УралГАХА 1990-2010 гг.: Учеб.-нагляд. пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2011. – 51 с.
Издание данного учебно-наглядного пособия вызвано необходимостью совершенствования программ и методик подготовки студентов-архитекторов по курсу рисунка в соответствии с новым государственным стандартом. Настоящее пособие поможет студенту правильно понять цели, задачи и этапы пленэрной практики по рисунку, объектами которой являются исторически ценные архитектурные ансамбли начала первой трети ХХ века.
![](pic/konkurs-knig/17.gif)
7. Смирнов Л. Н. Конструктивизм в архитектуре Урала: Учеб. Пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2011. – 70 с.
Автор учебного пособия — заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат архитектуры, профессор Уральской государственной архитектурно-художественной академии Л.Н.Смирнов. В пособии впервые комплексно рассматривается зарождение и формирование в стране и на Урале одного из художественных феноменов начала XX в. - советского архитектурного авангарда. Более семи десятилетий произведения уральского конструктивизма замалчивались или о них публиковались отрывочные сведения. Между тем в городах Уральского региона сосредоточена одна из крупнейших в России, разнообразных по типологии зданий и сооружений коллекция советского архитектурного авангарда, которая в последнее время все больше привлекает внимание архитекторов, искусствоведов, историков архитектуры.
Настоящее пособие поможет студентам очной и очно-заочной формы обучения - архитекторам, реставраторам - расширить представление о целом малоизученном пласте уральского зодчества и преломлении его принципов в градостроительстве и архитектуре XX в. Оно может также использоваться как справочный материал архитекторами, искусствоведами и краеведами, всеми, кто интересуется произведениями конструктивизма на Урале.
![](pic/konkurs-knig/21.gif)
8. Козлова Л. И., Першинова Л. Н. Тепловая защита зданий: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2007 – 62 с., ил.
Учебное пособие составлено в связи с изменением строительных норм по теплотехническому проектированию ограждающих конструкций в зимних условиях эксплуатации. Пособие поможет студентам при расчете ограждающих конструкций в курсовом и дипломном проектировании.
Рецензент - зав. кафедрой архитектуры промышленных зданий и сооружений профессор А.В.Попов.
![](pic/konkurs-knig/24.gif)
![](pic/konkurs-knig/25.gif)
![](pic/konkurs-knig/24.gif)
9. Токменинова Л.И. Водонапорная башня УЗТМ. Моисей Рейшер – Екатеринбург: TATLIN, 2011. – 24 с.
10. Токменинова Л.И. Жилой комплекс НКВД. Илья Антонов, Вениамин Соколов, Арсений Тумбасов, Александр Стельмащук – Екатеринбург: TATLIN, 2012. – 32 с.
11. Токменинова Л.И. Дом физкультуры. Вениамин Соколов – Екатеринбург: TATLIN, 2012. – 32 с.
Продолжающийся издательством «Татлин» цикл монографических изданий посвящен наиболее значительным памятникам архитектуры конструктивизма в Екатеринбурге.
Публикуются материалы исследования региональных особенностей архитектуры Урала 1930-х гг. по госбюджетной НИР «Баухауз на Урале», предметом изучения которой является как архитектурное наследие немецких архитекторов в контексте исторической застройки уральских городов, так и влияние западной архитектуры авангарда на советскую архитектуру Урала. В монографических изданиях впервые подробно рассматривается история проектирования и строительства знаменитых памятников, определяется их место и значимость в контексте мирового наследия архитектурного авангарда. Приводится подробное описание объемно пространственных, конструктивных и планировочных особенностей зданий, которое иллюстрируется подлинными историческими документами, авторскими проектами, современными фотоматериалами.
Первое издание «Водонапорная башня УЗТМ» посвящено одному из самых известных в мире образцов промышленной архитектуры советского конструктивизма. Акцентируется внимание на современном состоянии памятника и поисках возможных путей сохранения и приспособления объекта для новой функции. Архитектурный образ башни создавался уральским архитектором М.Рейшером как ключевая градостроительная доминанта в проекте рабочего поселка УЗТМ. В издании впервые анализируется первоначальная градостроительная роль башни. Сегодня башня - объект мирового культурного наследия.
Монографическое издание «Жилой комплекс НКВД» (Городке Чекистов) впервые позиционирует жилой комплекс в Екатеринбурге как образец, сопоставимый с известными европейскими и выдающимися советскими памятниками архитектуры. Его функциональные и эстетические качества характеризуются исключительно перспективными архитектурно-градостроительными поисками XX века.
Третье издание посвящено Дому физкультуры, известному как «дом-корабль» за его оригинальное образное решение в корабельной тематике. В биографии мастера и истории проектирования объекта впервые публикуются сведения о влиянии немецкого экспрессионизма и теорий движения в советской архитектуре на образные решения этого сооружения. Сложное объемно-планировочное решение здания идеально сочетается с его архитектурным образом.
Цикл изданий направлен на пополнение архитектуроведческой науки новыми научными данными. Научная информация может быть использована в подготовке курсовых работ и в дипломном проектировании.
![](pic/konkurs-knig/27.gif)
12. Виды озеленения в благоустройстве территорий населённых мест и декоративные признаки растений: Учеб. Пособие / Р.В Ламанова, Н.Ф.Шнейдмиллер, О.М.Рымарь, Т.Л.Чапалда. – Екатеринбург: Архитектон, 2011. – 117 с.
В учебном пособии рассматриваются вопросы группировки растений, которая используется при озеленении территорий различного назначения в структуре населенных мест и на прилегающих к ним участках. Приведены декоративные признаки деревьев, кустарников и травянистых растений, ряд приемов их графического изображения. Рассмотренные приемы объемного и планового изображения растений в разных масштабах позволяют точнее ориентироваться при разработке дендроплана и посадочного чертежа.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров по специальностям «Архитектура» (5217001) и «Градостроительство» (271900).
ТОГУ, Хабаровск
![](pic/konkurs-knig/07.gif)
Учебное пособие разработано на кафедре ИЗО ТОГУ для дисциплины «Рисунок». Построено на основе программы курса «Рисунок» и содержит полный обзор существующих и частичный обзор существовавших прежде заданий курса, краткие методические указания к выполнению каждого задания, пояснительные рисунки преподавателей. Может быть также использовано в качестве альбома-сборника студенческих работ-образцов из методического фонда кафедры.
Предназначено для студентов специальностей «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды», старшеклассников архитектурно-художественных лицеев, может быть полезно и более опытным рисовальщикам.
15. Самсонова Е.М. Образ человека в скульптуре: учеб. пособие / Е.М.Самсонова. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2010. – 116 с.
![](pic/konkurs-knig/09.gif)
16. Андреев В.Н., Лебедева Г.В. Тушь: учебный рисунок и пленэр. Учебное пособие / В.Н.Андреев, Г.В.Лебедева; под ред. В.Н.Андреева. – Хабаровск: ХК ИРО, 2010. – 70 с.
Учебное пособие разработано на кафедре «Изобразительное искусство». В нем рассматриваются важные проблемы освоения учебного и профессионального рисунка, возможности графических приемов рисунка, имеющего как дополнительный, так и самостоятельный характер в процессе обучения студентов основам изобразительной грамоты. Пособие предназначено для выполнения учебных заданий в пленэрной практики по рисунку и живописи студентов специальностей 270301.65 «Архитектура» и 270302.65 «Дизайн архитектурной среды». Содержит как информационно-практический, так и богатый иллюстративный материал, раскрывающий содержание обозначенной проблемы.
![](pic/konkurs-knig/10.gif)
17. Справочник первокурсника 2011-2012 / авт.-сост. В.И.Лучкова, А.П.Иванова. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2012. – 80 с.
Справочник предназначен для помощи первокурснику факультета архитектуры и дизайна Тихоокеанского государственного университета в новой для него жизни в качестве студента университета и включает в себя ответы на целый ряд сложных и простых вопросов, которые возникают у первокурсников. Он сделан по мотивам хэндбуков Гарвардского и Кембриджского университетов, а также справочников МГУ, НГУ и других вузов страны и мира. Особенности обучения в университете, особенно на архитектурных и дизайнерских направлениях ФАД ТОГУ привели к появлению новых оригинальных рубрик.
Студенты и профессора, авторы справочника, постарались сделать его в легкой и понятной форме, иногда используя для этого комиксы, разговорный жанр и профессиональный сленг. Доступная навигация, русско-английский текст, добрый и одновременно ироничный словарь основных терминов, перечни интернет-ресурсов и описание выхода из самых разных ситуаций университетской жизни студента помогают первокурснику понять особенности современного образования.
![](pic/konkurs-knig/11.jpg)
18. Лебедева Г.В. Искусство итальянского Возрождения: Учебное пособие. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2010. – 105 с.: илл.
Предлагаемое пособие поможет студентам, изучающим историю искусства, освоить материал одного из наиболее масштабных ее разделов - искусство итальянского Возрождения, так как он зачастую вызывает затруднение в изучении в связи с обилием информационного поля. Пособие в сжатой форме содержит теоретическую часть с кратким описанием общественно-политической обстановки каждого из периодов эпохи и, как следствие, задач искусства, а также творческие характеристики отдельных художников, таблицу развития искусства по видам и персоналиям в соответствии с хронологией и с иллюстративным материалом. В приложении отражены основные моменты искусства эпохи и дан перечень ведущих мастеров.
Пособие предназначено для студентов архитектурных специальностей ТОГУ, но может быть использовано при изучении дисциплин искусствоведческого характера на специальностях художественного профиля других вузов.
![](pic/konkurs-knig/12.jpg)
19. Лучкова В.И. История китайского города. Градостроительство, архитектура, садово-парковое искусство: монография / В.И.Лучкова. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2011. – 442 с.
В монографии эволюция пространства китайского города рассматривается на фоне общих изменений в культуре и обществе и в тоже время в виде взаимосвязанных сторон: градостроительства, архитектуры и садово-паркового искусства, которые на Востоке более тесно переплетены между собой, чем на Западе.
В отдельные главы вынесены общая история градостроительной культуры Китая, развитие семи почитаемых до сегодняшнего дня древних столиц (Анъ-ян, Сиань, Лоян, Нанкин, Кайфын, Ханьчжоу, Пекин) и четырех уникальных городов (маньчжурская столица — Шэньян, город-крепость Пинъяо, восточная Венеция - Сучжоу, культовый центр - Лхаса), а также развитие ландшафтного искусства в сочетании с традиционной архитектурой. Кроме того, показаны особенности и взаимосвязь различных типов национального жилища, храмовое зодчество четырех основных традиционных культов и религий и развитие культуры мавзолеев ключевых династий (Цинь, Хань, Тан, Мин и Цин). Более 1000 иллюстраций показывают не только традиционные для России китайские города и ансамбли, но и многие другие известные на Востоке памятники, а также новые объекты. Часть новых материалов привезена автором из собственных экспедиций, часть взята из современных труднодоступных китайских источников. Издание адресовано научным работникам, аспирантам и магистрантам архитектурных и градостроительных направлений, всем, кто интересуется вопросами развития восточных городов.
ВоГТУ, Вологда
20. Белоярская И.К. Серия статей.
В представленной серии статей И.К. Белоярской рассматриваются три научно-исследовательских направления: 1. Исследование, сохранение, воссоздание и функционирование в современных условиях объектов историко-культурного наследия; 2. Как сохранение недвижимых памятников историко-культурного наследия зависит от подготовки в высшем учебном заведении архитектора-реставратора; 3. Реконструкция и обновление сохраняемой исторической среды в современной Вологде.
Первое направление (4 статьи) представлено в исследованиях, анализе, описаниях натурных обследовании и проектировании реcтаврации объектов историко-культурного наследия Вологодской области, которые представлены широким диапазоном от историко-ретроспективного анализа планировочной композиции и объемно-пространственной структуры города Вологды, затем решение проблемы воссоздания и совместного использования Епархией и музеем уникального архитектурного ансамбля Воскресенского Горицкого монастыря и до научно-исследовательских работ с «выходом» на проектирование реставрации отдельных памятников архитектуры церкви Святого Антипия и храма Святителя и Чудотворца Николая во Владычной слободе заречной части города Вологды.
Второе направление (2 статьи) затрагивает актуальную в настоящее время проблему не достаточного количества специалистов в области проектирования реставрации. Профессионалов не хватает не только для проектных, изыскательских и реставрационных работ, но и для выявления новых и инветаризации, исследованию, регистрации известных объектов, относящихся к историко-культурному наследию. В рамках специальности Реставратор памятников архитектуры и архитектурной среды готовятся собственно архитекторы-реставраторы, в основе подготовки которых заложена методологическая база подготовки специалиста архитектора. Исключительность подготовки профессионала в области охраны, изучения и восстановления недвижимою наследим состоит в равном безукоризненном владении, как теоретическими знании ми, так и практическими навыками.
Статья «Проблемы реставрации и сохранения архитектурно-градостроительного наследия Вологодской области в XXI веке» посвящена не менее острой проблеме участия общества в сохранении архитектурно-градостроительного наследия Вологодской области. Ценность и возможность современного использования каждого памятника и исторической среды в целом должна быть осознана всеми заинтересованными лицами: администрацией области, района, города, жителями, потенциальными инвесторами и т.д.
РГППУ, Екатеринбург
![](pic/konkurs-knig/18.jpg)
21. Панкина М.В., Захарова С.В. Экологический дизайн: учебное пособие / М.В.Панкина, С.В.Захарова. – Бийск: Издательский дом «Бия», 2011. – 188 с.; ил.
В учебном пособии рассматриваются истоки, принципы и приемы экологического дизайна предметно-пространственной среды. Предназначено для специалистов экологического образования, преподавателей специальных художественно-проектных дисциплин и студентов архитектурно-художественных и педагогических вузов, а также всех интересующихся данным направлением.
![](pic/konkurs-knig/19.gif)
22. Максяшин А.С. Вопросы художественного проектирования: курс лекций. – Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2010. – 108 с.
Раскрываются основополагающие теоретические вопросы художественного проектирования изделий декоративно-прикладного искусства. Анализируются ведущие понятия, непосредственно связанные с проектной деятельностью. Автор опирается на приоритетные научные подходы современного художественного образования.
Студентам, изучающим учебную дисциплину «Проектирование».
![](pic/konkurs-knig/20.gif)
23. Общее формообразование: учебное пособие / В.В.Кикин. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед.ун-та, 2011. – 98 с. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
Рассматривается широкий спектр формообразующих возможностей базовых художественно-выразительных средств. Дидактический материал имеет блочную структуру. В тексте и в приложении на CD-ROM даны примеры графических структур, выполненных студентами. В отдельный блок выделены варианты учебных заданий по темам.
Предназначено студентам вузов, обучающимся по направлению «Профессиональное обучение», профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн».
ЮРГТУ, Новочеркасск
![](pic/konkurs-knig/22.gif)
24. Традиции и инновации в дизайне: Материалы 1-ой международной научно-методической конференции конференции / под. ред. Т.Н.Бытачевской, Е.Б.Колбачева, Т.Ю.Воробьёвой. – Новочеркасск: ГОУ ВПО ЮРГТУ (НПИ), 2011. – 312 с.
В славную историю Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) золотыми буквами вписано имя профессора Юрия Тимофеевича Коженцева. Несколько десятилетий назад вопреки распространённым канонам «безэстетической» концепции инженерного образования он смог объединить в гармоничное целое техническое и гуманитарное знание, заложив тем самым основы для подготовки специалистов с развитым художественным вкусом, способных создавать красивую и удобную для человека технику.
Под руководством Ю.Т.Коженцева студентами ЮРГТУ (НПИ) разработаны замечательные проекты по дизайну горных и транспортных машин, автомобильных дорог, различных пультов управления. Он, ученый-инженер-педагог, умел в течение года «поставить» ученика, передав ему тончайшие секреты художественного мастерства. В этих целях профессором Ю.Т.Коженцевым подготовлено и издано множество учебных пособий, слайдов, плакатов, альбомов, что ныне составляет уникальный архив методических материалов по промышленному дизайну, эргономике, теории композиции.
Долгие годы Юрий Тимофеевич руководил в университете художественным оформлением всех выставок, студенческих ярмарок, плодотворно сотрудничал с многотиражной газетой вуза «Кадры индустрии». Он разработал фирменный стиль НПИ - первого на Юге России высшего учебного заведения, юбилейные значки и буклеты, проекты оформления интерьеров на всех факультетах. Профессионализм, безукоризненная пунктуальность и обязательность Ю.Т.Коженцева органично сочетались в нем с юмором, умением подметить смешное или парадоксальное в самой, казалось бы. обыденной ситуации. Ещё будучи студентом, он в 50-е годы создал знаменитую в Новочеркасском политехническом институте сатирическую газету «Пылесос». Появление каждого ее нового выпуска становилось важным событием в жизни вуза.
ЮФУ, Ростов-на-Дону
![](pic/konkurs-knig/23.gif)
25. Пименова Е.В. Общеобразовательная школа на 550 учащихся с архитектурно-художественной направленностью. Методические указания и программа-задание к разработке курсового проекта / Е.В.Пименова; Институт архитектуры и искусств ЮФУ. -Ростов н/Д, 2008. - 36 с: ил.
Методические указания к разработке курсового проекта «Общеобразовательная школа на 550 учащихся с архитектурно-художественной направленностью» содержат основные требования, предъявляемые к проектированию общеобразовательной школы с архитектурно-художественной направленностью в городской среде, а также конкретный состав функциональных зон участка и помещений с указанием рекомендуемых норм площади.
В методических указаниях предлагается распределение программного материала по темам, видам занятий и времени. Дается примерный состав проекта. Приведенные схемы и примеры дают более точное представление о проектируемом объекте.
Методические указания разработаны по дисциплине: «Архитектурное проектирование общественных зданий»; предназначены для студентов 3-го курса направления «Архитектура» и специальности «Архитектура».