7 июля в Москве открылась Триеннале текстильного искусства и современного гобелена.
Грандиозная выставка в четвёртый раз проходит в Государственном музее-заповеднике "Царицыно". В этом году идее триеннале исполнилось 10 лет: первая выставка проводилась в 2011 году. У каждой из выставок была своя тема, и в этом году экспозиция проходит под девизом "В поисках пространства".
Возможности внедрения текстильных объектов в различные варианты среды обитания человека, контексты и способы взаимодействия, выстраивание коммуникаций и поиски смыслов – все это программные задачи для данной концепции триеннале, главная цель которой – укоренение и развитие в современном мире старинного трудоемкого искусства ручного ткачества и других текстильных техник.
![](pic/triennale-tekstilnogo-iskusstva/tekstil5.jpg)
На экспериментальной площадке музея наряду с гобеленом представлены различные формы бытования актуального искусства: арт-объект, инсталляция, коллаж, энвайронмент, таписсерия, соединяющая в себе различные текстильные техники: плетение, вышивку, цифровую печать и пр. Выработка актуальных векторов развития художественного текстиля, его форм и языка – одна из основных задач такого рода выставок.
![](pic/triennale-tekstilnogo-iskusstva/tekstil6.jpg)
"Тотальная интервенция текстиля в окружающее пространство", по мнению организаторов, заключается в том, что выставочные объекты располагаются не только в выставочных залах, но и в подземной археологической зоне, и в парадных залах Большого дворца, и в парке. Произведения располагаются в парковых павильонах, задействуют прибрежную зону пруда, овраги и мостики, они уверенно и очень по-разному выстраивают отношения с окружающей средой. Находить их на довольно большой территории парка – отдельная задача, интересный «квест».
![](pic/triennale-tekstilnogo-iskusstva/tekstil9.jpg)
Необычные условия экспонирования произведений задали широчайшие возможности прочтения темы «пространства для текстиля» и привлекли к участию в триеннале большое количество молодёжи, новых авторов, которые наряду с признанными мастерами современного текстильного искусства пробовали свои силы в решении задач, поставленных темой.
![](pic/triennale-tekstilnogo-iskusstva/tekstil8.jpg)
В этом году существенно расширилась география триеннале: кроме российских регионов с признанными школами и сильными мастерами гобелена (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Поволжье и др.), в проекте приняли участие мастера из ближнего и дальнего зарубежья: из Белоруссии и Казахстана, Финляндии и Норвегии, Прибалтики, Польши и Германии. Участники прошли жесточайший отбор, из всех заявок прошла только четверть, как утверждают организаторы.
![](pic/triennale-tekstilnogo-iskusstva/tekstil10.jpg)
Тема триеннале позволяет авторам соединять образную, смысловую составляющую работы (у каждого есть своя философская концепция) со структурной основой (композиция, конструкция) работы, а также вести поиск в области фактур, материалов, приёмов и техник: применять традиционный формат "тканой стены" или выходить в объем через трансформации плоскостей в формы рельефа или круглой скульптуры, создавая арт-объект или инсталляцию.
![](pic/triennale-tekstilnogo-iskusstva/tekstil4.jpg)
В рамках параллельной программы, традиционно представляющей в "Царицыно" творчество мастеров старшего поколения, музей представляет персональную выставку Эдит Паулс-Вигнере, мастера, которого отличает монументальный размер работ, мощный живописный дар, огромная работоспособность и большой тематический диапазон. Часть работ - из запасников музея, владеющего самой большой в стране коллекцией гобелена (начиная с XVII века до наших дней), другая часть предоставлена Латвийским национальным художественным музеем.
![](pic/triennale-tekstilnogo-iskusstva/tekstil11.jpg)
Работа экспозиции продлится до 8 апреля 2022 года, следовательно, работы, представленные в парке, будут переживать все природно-погодные изменения, и это представляет отдельный исследовательский интерес - изменение внешнего вида ландшафта, возможное разрушение работ под влиянием естественных факторов - дождя, ветра, солнца и пр.
Художники Екатеринбурга представлены двумя именами: Ольга Орешко и Галина Храмцова. Признанный мастер и основатель школы уральского гобелена, базирующейся в УрГАХУ, Ольга Орешко представила на триеннале неожиданный проект - серию мини-гобеленов "Дальние миры"– виртуозно выполненных мини-арт-объектов в узнаваемом авторском стиле. "Дальние миры - это крохотные частицы Вселенной, удалённые в пространстве Космоса, зовущие к познанию и мечтам о полётах. Это точки отсчёта бесконечности, частицы целого, частицы мира" - говорит автор.
![](pic/triennale-tekstilnogo-iskusstva/tekstil1.jpg)
Работа Галины Храмцовой "Перспектива. Изгнание из рая" предназначена для экспозиции в парке, на склоне оврага. Объект представляет собой 3-х частную композицию из врат, содержащую идею того, что разрушение связей человека с окружающим миром, с природой - ведет к деградации культуры.
![](pic/triennale-tekstilnogo-iskusstva/tekstil3.jpg)
![](pic/triennale-tekstilnogo-iskusstva/tekstil2.jpg)