Обмерная практика на коттеджах Моисея Рейшера: уникальный опыт для студентов
Студентка лаборатории архитектурного наследия Юлия Грянко прошла обмерную практику под руководством аспиранта Андрея Романова на объекте культурного наследия «Комплекс брусковых коттеджей 1945 г., автор М. В. Рейшер».
За две летних недели были проведены обмеры одного из коттеджей, сделана фотофиксация и подготовлены обмерные кроки. Коллеги-реставраторы из «взрослой» проектной мастерской любезно предоставили лазерный архитектурный сканер с целью демонстрации возможностей современных технологий и их преимуществ в исследованиях памятников архитектуры. Кстати, во время сканирования в кадр попали герои нашей публикации – посмотрите, как выглядит результат!
Сканирование пригодится не только для уточнения параметров коттеджа, но может использоваться для 3д-печати макета коттеджа. Итогом работы для Юлии стали камеральные чертежи, фиксирующие текущее состояние объекта.
Помимо непосредственных исследований самого здания, студентка изучила архивные материалы, касающиеся всего комплекса брусковых коттеджей. Два коттеджа, выполненные по одному проекту (всего коттеджей было 4), к настоящему времени почти не сохранились: один из них был полностью уничтожен в 1990-х годах, когда комплекс еще не был признан памятником, второй наполовину сгорел в 2015 году. Тем не менее, по счастливой случайности, в архивах музея архитектуры и дизайна УрГАХУ был найден эскизный проект именно этого типа коттеджа, с подписью автора, а также историческая фотография после постройки.
Практикой работа с коттеджами не закончилась: в рамках работы Лаборатории архитектурного наследия Юля планирует провести выставку об истории коттеджей и представить проект приспособления этого объекта культурного наследия для современного использования.
А теперь прямая речь. Юлия Грянко, студентка ФОЗО:
«Это был классный опыт погружения в работу архитектора-реставратора. Да, мы в Лаборатории часто посещаем различные экскурсии, слушаем лекции, но все же практика дает максимальное погружение в материал и специальность, в специфику работы. Очень здорово, что благодаря Лаборатории моя практика проходила на знакомом и близком мне по духу объекте – в течение предыдущего учебного года я проводила исследовательскую работу по Комплексу брусковых коттеджей и сейчас продолжаю ее, дополняя результатами прошедшей практики.
И вот сидишь на заднем дворике, делаешь кроки фасадов, а уже чувствуешь себя как-то по-особенному – объект под охраной, посторонним вход на территорию воспрещен, а тебя, первокурсницу, пускают и во двор, и внутрь здания, сторожевая собака тебя не прогоняет, а свой мяч приносит поиграть, мол, своя уже, тебе тут все двери открыты, весь ОКН облазить в исследовании можно, а не пытаться что-нибудь разглядеть из-за забора.
Отдельное спасибо Андрею Романову. Он уже проводил нам лекцию-экскурсию по деревянному зодчеству, специалистом в области которого он является. Так уж сложилось, что деревянные здания и дерево как строительный материал в целом очень быстро проскакивают по учебным программам, переходя на считающиеся более современными материалы. А тут такой случай, когда на исследовании деревянного объекта тебя курирует человек, работающий с реставрацией, который параллельно объясняет и почему деревянные конструкции после пожара могут не терять своей надежности, и почему сложно найти точку росы в деревянной стене при теплотехническом расчете, и какая эргономика была заложена при проектировании деревянных зданий.
Хочется, чтобы такой опыт предоставления участникам лаборатории архитектурного наследия индивидуальной практики не был единичным. У каждого студента Лаборатории есть свой исторический объект, с которым хотелось бы работать лично, а для этого нужен и доступ на ОКН для студентов, и включение в работу, и курирование студентов специалистами, а также доступ к современному оборудованию для сканирования и исследования».
Фото и текст: А. Романов, Ю. Грянко.