Ольга Леонидовна Орешко, художник гобелена, Заслуженный художник России, выступила на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Человек в пространстве текстиля», которая проходила в рамках III Международной триеннале «Остров сокровищ - Человек».
В своем докладе «Жизнь в пространстве текстиля. Авторская версия. О серии мини работ «Прогулки и портреты» (1998-2002 гг.)» она рассказала о серии мини-гобеленов, представленных на её персональной выставке в Инженерном доме Петропавловской крепости в рамках Триеннале.
«Ткачество – как течение времени и само время. Кажущаяся его неспешность, находящаяся вне времени и цели, становится его целью. В нем все бури, переживаемые в себе, необходимость, в чём нуждаешься и без чего болеешь. И то, во что переливаешь свою жизнь, впечатления, мысли. Эта деятельность стала моим отдохновением. В ней, в сплетении нитей, в самом переборе пальцами основы, всматривании в нюанс - моя душа. День изо дня наедине с основой продумываешь все события, повороты реальности, переживаешь стрессы и радость, делишься воспоминаниями, потерями близких, торжеством и унынием.
Жизнь становится диалогом с тканой плоскостью. Гобелен под руками вбирает в себя всё то, чем вскипает и ноет душа, всё невысказанное и скрытое от глаз. Он – наследство всех мыслей, он и протест, и беседа, и исповедь».
О серии «Прогулки и портреты»:
«Работы серии «Прогулки и портреты» создавались в период между 1998 и 2002 годом. Сначала это были «портреты» небольших событий, чувств и впечатлений. Формат легко компоновался и гобелен выполнялся на одном дыхании дня за три, несмотря на очень тонкое ткачество. Обычно это был один день – зарисовка одного дня. Например, «Прохожие» – это увиденная из трамвайного окна семья. Также работы посвящались друзьям. «Игра голубыми пятнами», «Девочка с кошкой», «Красное платье», «Фиолетовая ведьма», «Фиолетовый плафон» – это портреты подруг, ответ на оброненную фразу, рассказанный сон, стихотворение. Картинки, настроения, сны, впечатления. Зарисовки. Кадры. Образы дня. Отклик на увиденное и услышанное».
«Гобелены Ольги Орешко представляют собой особый мир образов и смыслов. Он вмещает множество тем: автор размышляет о мироздании, о сосуществовании природы и человека, о взаимоотношениях людей, о чувствах и эмоциях. Феномен творчества Ольги Орешко заключается в том, что ее образы являются образами-символами, образами-знаками, обладающими особой одухотворенностью и формирующими своего рода повествование о жизни, изложенное посредством текстиля».
- Хабибуллина Софья Константиновна, кандидат искусствоведения, профессор УрГАХУ, член Союза художников России.
«Почти во всех гобеленах в центре мужские или женские фигуры. И неизбежно видишь за женскими лицами облик Ольги. При сильной стилизации художнику удается выразить и точное движение, и душевный порыв героев, и даже их мысли. Стилизация в этом случае – не способ заявить о своем собственном почерке, а возможность отойти от реалистических деталей, которые заземляют, не дают увидеть за ними то, что незримо. То, что не определить словами (а в этом и весь смысл изобразительного искусства). Все творчество Ольги Орешко – это лирический дневник, сотканный из нитей, где слышен живой голос и индивидуальные интонации. Столь искренние и задушевные работы в нашем гобелене почти не встречаются».
- Дворкина Ирина Анатольевна, автор книг по декоративно-прикладному искусству, художник, преподаватель, журналист